Отношения в коллективе – Руководитель и подчиненные
Важным аспектом при любом виде деятельности являются отношения в коллективе. Они прямым образом влияют на работоспособность каждого работника в отдельности и предприятия в целом. Это очень обширная тема, однако рассмотрим один из аспектов — какие бывают модели взаимоотношений между начальником и подчиненным.
Модели складывается во многом исходя из поведения руководителя, от его знания делового этикета и культуры общения.
Американские исследователи различают пять типов взаимоотношений, основываясь на том, сколько внимания руководство уделяет решению рабочих задач и интересам персонала.
Первый тип — это невмешательство, когда шеф мало заботится о своих подчиненных, выполняет свою работу без особой инициативы, а главной своей целью считает сохранение своей должности.
Второй образец — это теплые дружественные отношения в коллективе, глава заботится о подчиненных и создает для них благоприятные рабочие условия. Однако, при такой организации достижение успешных результатов уходит на второй план.
Следующий вариант — это когда начальник сосредотачивается только на решении производственных планов, а на сотрудников внимания не обращает.
При четвертом варианте руководить старается найти оптимальное сочетание интересов дела и персонала. Он не позволяет никому расслабляться, но и не ставит невыполнимых задач. Это так называемая «золотая середина».
Последний образец — это работа в команде, когда начальство максимально старается учитывать интересы персонала и рабочего процесса. Это самый предпочтительный вариант.
Согласно другой модели, отношения в коллективе между шефом и подчиненным выстраиваются в зависимости от уровня профессионализма первого. Чем более серьезным профессионалом он является, тем большую уверенность он вселяет в работников, поддерживая их эмоционально. При таком подходе можно выделить четыре типа взаимоотношений между начальником и сотрудником:
- с помощью приказаний
- внушения
- участия
- делегирования.
Чем менее человек готов к ответственности и принятию самостоятельных решений, тем больше старший по должности должен руководить его работой, инструктировать его. И наоборот, чем более зрелым специалистом он является, тем меньше ему требуется руководство, а больше просто поддержка, доверие и совместное с руководителем обсуждение проблем и принятие решений.